Научно-методическая работа в колледже

В ноябре 2011года в колледже состоялось ИМС «Фактор пола в образовании». К совещанию была опрошена треть студентов колледжа, контингент которого на 80% состоит из юношей, а педагогический коллектив на столько же процентов состоит из женщин.После анализа анкет было выявлено, что студенты – юноши предпочитают преподавателей мужчин (особенно на старших курсах), объясняя это качеством взаимопонимания на коммуникативном и когнитивном уровнях. Преподавателей - женщин предпочитают первокурсники. «Уж не отголоски ли это школы?» - выдвинули предположение участники совещания. Сами педагоги отдают предпочтение работе в смешанных группах, которых в колледже 12%.

Поэтому, обучая в основном юношей, нельзя не помнить об атрибутах мужественности, о стремлении представителей мужского пола традиционно занимать в межличностных отношениях доминирующую позицию. К этому подталкивают и патриархальные гендерные представления. В индустриальных и постиндустриальных культурах мира переходят к эгалитарным гендерным представлениям, при которых в сфере межличностных отношений реализуется партнерская модель поведения.

Задача гендерной педагогики – подкорректировать идеалы мужественности и женственности согласно сегодняшнему дню.

Фактор пола следует учитывать и при выборе стиля преподавания. Педагоги - стажисты заметили, что юноши более активны в освоении новой темы, предпочитают конкретные объяснения и требования, дифференцированный подход, щадящий их самолюбие, однако требуют строгого контроля. Девушкам лучше давать творческие задания, объяснение строить в форме беседы, использовать наглядно-иллюстративный материал. Все это вполне объяснимо психо - физиологическими особенностями мужчин и женщин. Стиль преподавания, формы коммуникации в учебной аудитории также влияют на гендерную социализацию студентов. Так, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнования за оценки поощряют, прежде всего, развитие маскулинных качеств личности. От этого страдают как юноши, так и девушки, поскольку у них слабо развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать проблемы. Однако гендерная проблематика отсутствует в образовательных стандартах.

На важность реформирования системы образования с учетом включения гендерных подходов указывается в «Гендерной стратегии РФ».