Инновации в сфере профессионального образования. Краевой методический слёт

Методический слёт – площадка для активного взаимодействия профессионального сообщества педагогов профессиональных образовательных организаций по вопросам сопровождения педагогической практики.

Краевой политехнический колледж – самая крупная образовательная организация в системе среднего профессионального образования Пермского края.

Идея проведения методического слёта, в рамках которого педагогам предоставляется возможность обсудить свои наработки, свои проблемы и возможные варианты их решения, возникла в связи с переходом на  ФГОС.

Впервые краевой методический слет был проведён в мае 2011 года совместно с Советом директоров учреждений СПО Пермского края. С тех пор мероприятие такого уровня проводится ежегодно. Большая география слёта (юг Пермского края, близлежащие и дальние районы, Республика Башкортостан). Всего за 6 лет в слёте приняли участие более 650 человек: директора, заместители директоров, методисты, председатели профессиональных объединений, преподаватели и мастера производственного обучения.

Проведение краевых методических слётов даёт возможность формального и неформального общения, обмена методическими идеями, демонстрации нового опыта.

Каждое мероприятие слёта выдерживает свою линию, в зависимости от приоритетных направлений политики профессионального образования.

VI Краевой методический слёт не стал исключением. В деловой программе были обозначены мастер-классы, открытые лекции, круглые столы, фокус-группы и традиционно творческие мастерские победителей и призеров краевого и зонального конкурса «Учитель года – 2016».

Несомненно, такая форма работы  слета помогает и способствует раскрытию педагогической инициативы, совершенствованию учебно-методического сопровождения, повышению уровня педагогического мастерства педагогов.

20 апреля 2016 года ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» встречал 160 педагогов из 16 профессиональных образовательных организаций Пермского края. С приветственным словом к участникам слёта обратились М.В.Азанов, директор колледжа и И.В. Бочаров, начальник управления профессионального образования Министерства образования и науки Пермского края. Слова напутствия дали старт и погружение в атмосферу лучшей образовательной практики.

Первая линия слёта – открытые лекции, формирующие знания и направленные на развитие целевой аудитории по актуальным проблемам современного профессионального образования:

  • Основные направления модернизации региональной системы профессионального образования, Бочаров И.В., начальник управления профессионального образования Министерства образования и науки Пермского края
  • Интерактивные педагогические технологии как основа формирования общих и профессиональных компетенций, Никонова Т.В., ведущий научный сотрудник отдела профессионального образования ГАУ ДПО «Институт развития образования», кандидат педагогических наук
  • Движение Worldskills и его роль в развитии профессионального образования, Плотникова М.С., старший научный сотрудник отдела профессионального образования ГАУ ДПО «Институт развития образования»
  • Приоритетные стратегии воспитания. Нравственное воспитание как основа формирования корпоративной культуры, Шеина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе ГБПОУ «Осинский аграрный техникум», кандидат педагогических наук

Вторая линия – творческие мастерские призеров краевого и зонального этапов конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2016».

Как облегчить работу со столь большим объемом информации в наше время? Выход есть – интеллект-карты. Об этом мастер-класс Крутиковой Алевтины Валерьевны, преподавателя ГБПОУ «Чайковский техникум промышленных технологий и управления», призера конкурса «Учитель года-2016».

Инструмент «Деловое письмо», бесспорно, играет важную роль на пути поддержания взаимовыгодных и дружеских отношений с партнерами, клиентами, сотрудниками, а резюме - вообще значимый шаг на пути поиска работы, оставляющий первое, но зачастую определяющее впечатление. Марии Александровне Рычковой, преподавателю ГБПОУ «Березниковский строительный техникум», призеру краевого конкурса, удалось мастерски подойти к этому вопросу и поделиться своими приемами работы. Кроме того, Мария Александровна показала урок «Лингвистическая лаборатория».

Эффект Медичи – не просто термин, введенный Франсом Йоханссоном, а эффективный метод обучения, активно используемый в своей практике преподавателем ГБПОУ «Осинский аграрный техникум» Климиным Сергеем Николаевичем. Тому, как применять на практике данный метод, и был посвящен  мастер-класс.

Бизнес-кейс нам нужен для того, чтобы получить нестандартное решение, педагоги попробовали решить проблему импортозамещения с помощью этого метода. Провел мастер-класс Антон Витальевич Жданов, преподаватель ГАПОУ «Краевой политехнический колледж». Оба педагога стали призерами зонального этапа конкурса в г.Чайковский.

Уроки, мастер-классы можно назвать палитрой педагогических идей.

Во второй половине дня начала свою работу третья линия – тематические площадки, круглый стол, фокус-группы.

Серия мастер-классов проведена на площадках «Инновации современного урока», «Воспитательная среда современного профессионального образовательного учреждения», «Инновационные модели профессиональной ориентации школьников», «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии». Всего было представлено 18 мастер-классов. Самым ценным в мастер-классах стала передача опыта для освоения содержания при активной роли всех участников. Преподаватели познакомились и освоили педагогические приемы, узнали об эффективности их использования. Педагоги отмечают, что презентация опыта в режиме мастер-класса наиболее продуктивна, так как апробация всех приемов происходит в интерактивном режиме.

На круглом столе «Перспективные формы социального партнерства» были представлены различные формы взаимодействия образовательной организации с работодателями. Вызвал интерес участников опыт по  дорожному картированию (Сивкова О.В., ГБПОУ «Кунгурский центр образования № 1»), взаимодействию учреждения с предприятиями региона  (Чудинова Н.Г., ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»), внедрение дуального обучения (Накаряков А.В., ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»). Участники круглого стола констатировали, что взаимодействие с предприятиями должно осуществляться через проекты, проведение мастер-классов на базе предприятий, организация конкурсов профессионального мастерства с участием социальных партнеров, внедрение элементов дуального обучения, развитие наставничества за студентами. Как перспективное направление на сегодняшний день обозначено проведение демонстрационных экзаменов совместно с работодателями.

Работа фокус-группы «Современные механизмы развития профессионального образования: непрерывное образование; возможности для промышленности; ранняя профориентация; развитие Worldskills; карьерный самоменеджмент» была выстроена в формате дискуссионного общения.  Здесь общению подверглась вся целевая аудитория. Выступление каждого участника оценивалось со стороны назначенных экспертов. Коллективная дискуссия привела к пониманию путей решения обозначенной проблемы.

Проведение методического слёта осуществлялось при поддержке Министерства образования и науки Пермского края и ГАУ ДПО «Центр развития образования Пермского края».

Формат слета объединил сообщество неравнодушных к изменениям в профессиональном образовании людей.

На закрытии методического слёта руководители площадок подвели итоги работы. Основной вывод работы слёта: инновации в образовании – путь к преобразованию. Преобразование процесса качественной подготовки выпускников для предприятий региона. Представленный опыт создал предпосылки для формирования образовательного пространства в Пермском крае, сфокусированного на применение инноваций.

 

Нам, организаторам, значимы слова участников слёта:

 

… Я добиралась до вашего города 5 часов, естественно были сомнения, получу ли я опыт, как меня воспримут коллеги. Но став участником нескольких мастер-классов, появилось желание общаться с коллегами долгое-долгое время. Дербенева Е.В., ГБПОУ «Лысьвенский политехнический колледж»

…Формат проведения слета настолько оптимально продуман, что каждый мог для себя выбрать и погрузиться в среду инновационной практики. Клячина Ольга Зотеевна, ГБОУ «Чайковский индустриальный колледж»

 

Овчинникова И.В.,

методист ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»,

г. Чернушка, Пермский край